Концыки: деревня для двоих

2011-10-12 ## 21:58   

- Концык - это же от слова «кончики». Просто тот, кто давал название нашей деревне, наверное, был немного шипящим. Вон там, за лесом, уже Малеч, конец Пружанского района, - поправляет платок Мария Фауставна. Александр Владимирович, подтверждая ее слова, показывает рукой в ​​сторону загуменье. Мария Фауставна и Александр Владимирович Петруковичы - мать и сын, единственные жители маленькой деревушки ... Осень покрасила деревню в розово-золотистый цвет. И за этой красотой даже можно не заметить повержен сруб одной хижины на окраине, забитые окна и высокий травостой во втором дворе ... Будто вопреки такому упадку, дом Петрукович весь утопает в цвету. Яркие георгины крупно цветут от калитки до самого сарая. От них просторный дом кажется еще более красивым и светлым. Во дворе и огороде - ни зялинки. Такие же чистота и порядок и в самом доме: цветастые занавесачки, стол с абурсам, коврики и самотканые тротуары на полу.

- У нас некому сорить, - потому и чисто, - уточняет на этот счет бабушка Мария.

Уже три года, как они живут здесь вдвоем с сыном. Муж умер. Дочь с семьей обосновалась в Пружанах ...

Сама Мария Фауставна родом из Занявич. Переехали сюда с Владимиром Николаевичем - в небольшой домик. Если родились дети, решили строиться. Муж работал на пилораме и имел способны к столярной работы руки, не один дом построил и в концык, и в соседних деревнях.

- Здесь каждая дощечка им облюбованный, - гладит по стене бабушка Мария.

Руки ее шершавые, обозначенные нелегкой крестьянской работой. Мария Фауставна более чем 20 лет отработала в животноводстве.

- 30 бычков было в группе, - вспоминает бабушка, - а работа вся ручная: и навоз убрать, и корма разнести. Было что и плакала, и звальнялася. Но опять выходила на ферму. Куда деться?

Да не только одна Мария Фауставна, почти все женщины с концык работали на местной ферме. Татьяна и Елена Мацкевичы, Мария Ковальчук, Татьяна ярости, Анна Панасенко ...

- Хорошие были, трудолюбивые люди, - тепло характеризует их бабушка Мария .- По трое-четверо детей имели. К сожалению, уже все мои подруги ушли из жизни. Их дети разъем-Съехались по своим гнездах и приезжают сейчас в концык очень редко. Когда мне становится совсем грустно и одиноко, то иду на кладбище. Там сейчас вся наша деревня.

Вместе с матерью - всегда Александр. Разве важно, кто кого поддерживает: мать сына-инвалида по зрению или сын свою престарелую мать? Живут дружно, на судьбу не жалуются.

- Я уже привыкла к этому спокойствию и тишине, - говорит Мария Фауставна .- В Бокуна удивляются: «Как ты, Маня, дела?». Даже предлагают переехать, дом обещают дать. Какой дом? Нам и здесь хорошо!

Вдвоем с Александром они держат немалую хозяйство: две свинки, поросята, куры. Сын во всем помогает.

- Сам парники сварить, картошку ставчэ и внесет животному, - продолжает свой рассказ бабушка, немного замедлив проводное радио.

С периодических изданий почтальон регулярно доставляет Петрукович газету «Советская Белоруссия». Еще, как связь с внешним миром, по пятницам в деревню приезжает автолавка. Здесь можно купить все, что наиболее нужно: и молоко, и колбасу, и масло. В Бокуна Петруковичы садят 14 соток картофеля. Но каждый раз возникают сложности с доставкой урожая.

- Хорошо, что пастух с нами дружит, он и помогает в этом, - признается Мария Фауставна.

Она получает более 900 тысяч рублей пенсии и, как все бабушки, по мере возможности старается помочь и любимой внучке-студентке. Вот и те 500 тысяч, получивших вдвоем с сыном «на покупку овощей», также переданы в столицу ей на поддержку.

Из уст Марии Фауставны не прозвучало ни одной жалобы. Невысокого роста женщина с нежным взглядом светлых, улыбчивых глаз не выглядит заниженной нелегким трудом и различными жизненными заботами человеком. И, кажется, бабушки совсем не в тягость ее 82 года.

- Мой папа умер на 92-ом году жизни. Наверное, и мне то же суждено, - смеется она по этому поводу.

С таким же смехом и прибаутками рассказывала бабушка и о том, как недавно ехала на велосипеде за хлебом в Бакуны («Где ехала, где шла пешком, так как дорога не везде хорошая») и встретила лося («Огромный, бесхвостый! Аж страшно стало! »). Как по улице их концык ходят Козулько и никакого спасения от лисиц и куниц ...

- Курочек невозможно выпустить из сарая. Было 13, осталось только шесть, - горевала Мария Фауставна .- Конечно, все вокруг заросшие, вот и разводится дикая живность.

Мы выходим во двор, чтобы еще раз полюбоваться красивыми георгинами, которые и летом, и в нынешнюю сухую осень не забывала поливать резвая бабушка. А Саша подводит нас во двор к огромному старого вяза. Уже не первый год он не дает им спокойно спать. Пустотелых дерево скрипит от малейшего порыва ветра и может в любую минуту упасть на дом, как было семь лет назад в соседних Николаевича. А для того, чтобы поскорее его спилить, в Линовского сельисполкома нет денег ...

Осень убрала деревню в позолоту. И только, будто напоминание людям о том, что все кончается, чернела на соседском сарае заросшая зельем возле аиста. На ней уже давно не селятся аисты.

Анна Ходорович,

Александр говоришь (фото).

Районные будни

просмотров:22079

Фотоальбом Пружан

фото
Описание :фото

Вакансии в Пружанах